Вице-президент, академик Валерий Козлов на пресс-конференции заявил о решении создать в Российской академии наук Высшую аттестационную комиссию (ВАК). К аттестационной комиссии в том виде, в котором она сейчас существует, есть масса претензий. В связи с этим руководство Российской академии наук еще в прошлом году приняло решение об основании собственного надзорного аттестационного органа. В виду последних скандальных происшествий, связанных с аттестационной комиссией, есть большая вероятность, что решение по учреждению надзорного аттестационного органа будет принято.
Валерий Козлов утверждает, что в советские времена уже была практика, когда дипломы о защите научных степеней своим сотрудникам они выдавали сами. Также многих ученых не устраивает сама организация деятельности ВАК. Если ранее состав ВАК обсуждался с академией и государственными организациями, то сейчас действующий состав был утвержден без участия сотрудников, которые уже вошли в состав комиссии. Сотрудникам РАН работа нынешнего руководства кажется сомнительной, и они считают, что за работой ВАК нужен постоянный контроль.
Академик Геннадий Месяц поставил в пример период с 1998 по 2005 год, когда аттестационная комиссия находилась под постоянным контролем президиума РАН. Если были сомнения по поводу диссертаций, их авторов вызывали и проводились расследования. Академик рассказывает случай с академиком медицинского института, который в своей научной работе ссылался на литературу, которой не существует. За данный проступок он был исключен из научных кругов. В те времена все лже-профессора, псевдоакадемики были выявлены и лишены дипломов.
Российская академия наук так же поставила вопрос о реализации планов правительства об повышении зарплат преподавателей высших учебных заведений и ученых до 2018 года. РАН засомневалась в реальности повышения зарплат в два раза.
Вице-президент РАН Александр Некипелов признался, что осуществить задуманное действительно сложно, так как денежных средств на это не выделено. И поскольку до 2015 года никакого увеличения финансирования РАН не предполагается, то повышение зарплат пока только в проекте. Академик подчеркнул, что сейчас на оплату труда уходит 75% от общего финансирования. А следственно на покупку нового оборудования, другие расходы на научные исследования остается только четверть общего бюджета, а это ничтожно мало в сравнении с необходимыми объемами денежных ресурсов. А. Некипелов смог только пошутить на эту тему и сказал, что добиться выполнения этого плана можно только сократив количество сотрудников вдвое.